12 мая 2013 г.

Победа-2013.

Я вам до последнего момента не рассказывала, что собираюсь с мужем принять участие в городском ралли. ))
Хотите подробностей? ))




Если да, то открывайте дальше. Но предупреждаю сразу: там всего 1 фотка и очень много подробностей, которые могут утомить. )


Вообще, конечно, многие неправильно представляют себе, что такое ралли. )) Точнее, многие представляют это на том уровне, который когда-то был у меня. Я при упоминании слова "ралли" представляла себе как минимум Париж — Дакар, песчаные дюны, спорткар и бешеную скорость. ))) Это сейчас я знаю, что ралли и формула-1 - это не одно и тоже. )) Я примерно представляю, чем отличается драг-рейсинг от дрифтинга, что такое автомногоборье, автоспринт, слалом и т.п. Мой муж крутится в этой сфере, поэтому я потихоньку начала отличать разные виды автоспорта. А теперь могу и вам в двух словах рассказать, что к чему. ) По крайней мере про ралли.

Про ралли Париж-Дакар я вообще ничего не знаю. ))) Я просто видела его по телеку и всё. Поэтому расскажу только про то, с чем сталкивалась или видела лично. ))


Итак, ралли... Вообще, надо начать с того, что экипаж ралли состоит из 2-х человек. Это пилот и штурман. Пилот едет за рулём, штурман диктует, куда и как нужно ехать (читает стенограмму или дорожную книгу).
 
Ралли первой категории - это когда машинки в основном едут по грунту (т.е. не по асфальту, не по ровным дорогам), когда всё очень быстро, экстремально опасно и когда успех зависит от общей работы экипажа. Чаще всего для этих целей используют загородные дороги. Иногда бывает, что трассу делают специально, но выглядит это так: пригнали трактор, он ковшом прошёлся по земле, создав подобие дороги и всё. Часть трассы готова. )) Потом машины едут, поднимая пыль и создавая град каменьев из под колёс. ))
Машины должны быть подготовленными, т.е. внутри должен быть специальный металлический каркас, который в случае аварии не даст спортсменам покалечиться. Участники должны быть одеты в специальные огнеупорные костюмы и специальную обувь. на них обязательно должны быть шлемы с переговорными устройствами.

Участники ралли приезжают на соревнования заранее. Организаторы сообщают им, каким будет маршрут  и из каких спецучастков он состоит. Каждая машинка едет по указанным дорогам (по тем самым, по которым и будут ехать завтра, в день соревнований) и пишет стенограмму. Т.е. они описывают всё настолько тщательно, что можно ехать практически вслепую. Ну, не так буквально, конечно. )))))))) Просто когда пилот едет на экстремально высокой скорости, он может неправильно или (что чаще) несвоевременно отреагировать на ситуацию. Поэтому о том, что через 200 метром будет поворот направо, пилот узнает от штурмана. Он заранее поворачивает руль под определённым углом (под каким - об этом скажет крутизна поворота, который описали в стенограмме), не видя этого поворота, но в момент прохождения по этому участку он уже сделал всё, чтобы вписаться. Ехать по глазам - т.е. увидел-принял решение-сделал - там не получится. Слишком высокие скорости. Но при этом пилот тоже не может ехать тупо и бездумно. Ему нужно проехать как можно быстрее, а это значит, что машина едет на грани своих технических возможностей. И он, пилот, должен чувствовать эту грань. Он должен уметь ходить по лезвию бритвы там, где нужно. Он должен привезти экипаж к финишу целым и невредимым, при этом быстрее, чем все остальные.
На такое ралли я смотрела только со стороны. Зрелище захватывающее!!!


А есть ралли третьей категории. Это городское ралли. Его еще называют "штурманским" ралли. В нём может принять участие любой желающий. Главное, чтобы было понимание, как читать дорожную книгу и как рассчитывать нужные показатели. )) (Желающим могу дать ссылку, где полностью выложена дорожная книга, по которой мы ехали)

Дорожная книга (или "легенда") выдаётся в день соревнований. В нашем случае это было за два часа до их начала. )) В ней указаны ориентиры, с помощью которых мы должны двигаться в нужном направлении с определённой скоростью определённое количество времени. Задача такая: приехать в нужное место в нужное время. Ни минутой позже, ни минутой раньше. Ровно во столько, во сколько нашему экипажу там положено быть.

У каждого экипажа своё время. Старт происходит у каждой машины в определённое время. Нет такого, когда все стоят на одной линии, ревут моторами, а после свистка с шумом и рыком несутся вперёд. ))) Нет. У каждого экипажа есть назначенное время старта. И исходя из этого времени рассчитывается всё остальное.

Есть несколько контрольных точек. Все нужно найти. И чтобы каждая была найдена вовремя.
Нельзя по книге догадаться, где эта точка и сразу приехать на неё, потому что даже если ты и вычислил точку, ты всё равно обязан проехать весь маршрут, ведь там тебя могут ждать судьи, которые стоят на ВКП (внезапный контроль прохождения).

Ехать нужно в соответствии с ПДД. Для этого нужно знать и правила, и значение дорожных знаков, и разметку, уметь всё это видеть и своевременно прикидывать, как это влияет на маршрут.

Штурманским это ралли называется потому, что именно штурман должен читать дорожную книгу, высчитывать, в какой минуте и где должна быть машина. Он засекает с помощью одометра расстояние от одной точки до другой (если оно прописано в книге). Он контролирует время. Он должен увидеть знак или перекрёсток и правильно его распознать. Если в книге не написано, как ехать, то именно штурман должен принимать решение, куда двигаться. Он должен находить ответы на эти вопросы. Всё в движении. Всё одновременно с отслеживанием показателей и сбросом счётчика там, где нужно. В общем, работы очень много. ))))

Я, будучи совершенным новичком в этом облажалась, не смотря на то, что муж делал половину работы за меня. )))) Но зато как было весело!!! )))) Мне, не ему. Он-то рассчитывал на кубок победителя. )) Правда, потом ему тоже стало весело, но это потом.

А вообще прикольно так. )) Едешь-едешь, торопишься, (потому что не знаешь, правильно ли едешь и пытаешься оставить время про запас на случай вернуться и начать заново, если ошибся) а тут бац и ВКВ! Внезапный контроль времени. )))) Т.е. судьи стоят где-нить за углом и ждут, когда мимо будут проезжать экипажи. Они чётко знают, в какую минуту каждый экипаж должен проехать мимо них. Опять же, каждая минута важна, и если ты едешь раньше, то всё время, на которое ты опережаешь, идёт тебе в штраф (пенализация). Тут же тебе ставят отметку в контрольной карте. Каждая минута важна - это потому, что на подиуме уже решают именно минуты, а то и секунды. Поэтому "немножко ошибиться на 10 минут" - это значит что шансов на победу уже мало. )))))))

На соревновании было, кстати, не только поиск нужных точек. По приезду на них нужно было еще и выполнить задание, например проехать слалом. Это когда на площадке стоят фишки, а тебе их нужно объехать в правильном направлении правильное количество раз максимально быстро. ))) Один из слаломов мы с мужем назвали "яйца судьбы". ))))))) Фигура, если на схеме провести от точки до точки, была уж очень похожа на это дело. )))) Ну а "судьбы" - потому что оба раза нам поставили "непрохождение" этого этапа. Один раз не с той стороны объехал фишку на финише. В другой не сделал еще один круг вокруг второго, извиняюсь, "яйца". ))))))))) Ну весело же, правда? ))) Я сидела в шлеме и болталась как сосиска. Мне было хорошо. ))

А еще мне понравилось вот что. ))) Например, едешь-едешь, вроде всё по знакам правильно. Вроде ориентиры находишь, расстояния совпадают, думаешь - айда я, айда молодец. )) У тебя в книге нарисована стрелочка, типа двигаться прямо, едешь прямо, а там... нет дороги! Вот, куда ехать? И почему нет дороги? И сразу паника. )))))) Что делать, где ошибка? На предыдущей точке или... Или может 3-4, а то и 5 точек назад? Едешь и не знаешь. )) И куда возвращаться теперь? А время-то идёт. )))

Многие на этом срезались. Мы в том числе. ))) Мы сразу решили, что раз дороги нет, значит мы накосячили в расчётах или ориентирах. Нам было уже не впервой. ))) Значит где-то неправильно прочитали "легенду", не увидели знак, не тот перекрёсток выбрали... Ну и давай искать, крутиться, возвращаться на прежнюю точку. А оказалось...

Оказалось, что ехали мы правильно, и что тупик - это часть плана организаторов. Наткнувшись на него я, как штурман, должна была принять решение исходя из условий регламента, а именно "если нет иных указаний, двигаться по главной дороге, либо прямо, либо в единственно возможном направлении". А единственно возможным был только разворот. ))))
Мы, конечно, это и сделали, но счётчик сбросили, а это значит, что ориентира в виде метража у нас уже нет. И вообще о том, что разворот на помойке входил в планы организаторов, мы не знали. ))))

И вот таких заковырок было много. )))) А я пока не умею их разгадывать. Но, блин, как же это было интересно!!! )))

Ладно, я знаю, что вы ничего не поняли и я вас утомила. )) Поэтому просто фотка. Это уже вечером, в конце соревнований.




Больше фотографий нет. Некогда было. Ни минуты свободной. Я даже на звонки ответить не могла. )
Приехали домой голодные, уставшие. Сделали по бокалу коктейля (вру-вру, на самом деле я выдула два, а муж... не помню даже)) и до ночи делились впечатлениями. )))))))

8 комментариев:

  1. Какие же вы молодцы!!!!!!!Восхищена,вот где адреналинчик)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да! Адреналинчик присутствовал. ))

      Удалить
  2. ВАУ! Наташа! Как здорово! Весело! Прикольно!
    Завидую, чо уж скрывать!
    Но... как быть если за рулем я, а муж выполняет обязанности штурмана примерно так: "Вон видишь указатель ПТИЦЕФАБРИКА? Нам туда НЕ НАДО!!!" Или когда я еду со значительной скоростью - А щас поворот направо...проехали... туда надо было... - и голова так медленно назад поворачивается, параллельно со словами... Глаза зацепились за поворот, в который, оказывается НАДО БЫЛО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кать, тут нужна командная работа. Никак без взаимопонимания не обойтись. :-) И потом, штурман не должен говорить, куда НЕ НАДО. ))

      У нас было так: я говорю "через через 550 метров будет Т-образный перекрёсток, у нас главная, нам направо" или "через 250 метров светофор, нам на нём прямо". Он уже смотрит и ищет. И я ищу. )) Я его контролирую, помнит ли он, что нам направо (или прямо, или налево, или под мост, или на мост...), говорю ему, что осталось 200 метров и т.п.
      Когда я, к примеру, считала время в книге, и не успевала отслеживать дорогу и сколько осталось метров до нужного перекрёстка, он сам спрашивал меня: "На этом перекрёстке поворачиваем? сколько там метров?". Я смотрела на одометр, если метры совпадали, то говорила, что да.

      Короче, там всё намного заранее говорится. ))) А не когда уже проехал. Но если и проехал, и сразу это понял, то всегда можно развернуться (главное, чтобы перекрёсток был рядом или место для разворота). А потом этот небольшой участок проехать чуть быстрее, чтобы нагнать минуты. Ты же знаешь, во сколько тебе нужно быть на нужном перекрёстке. Т.е. не ты, а твой штурман. Он тебе и скажет ехать быстрее. )) Но ускориться можно, если ты ТОЧНО знаешь, что в зоне твоей видимости нет судей. )))) Короче, выкрутиться можно, при определённой сноровке. )))
      Но!!! Если бы была ситуация, которую ты описываешь, то это означает, что лох не пилот, а именно штурман. ))))))))) Это он тебя ведёт, а ты просто следуешь его указаниям. Если он не указал куда ехать, ты едешь прямо или по главной. )) Так что штурман сам должен не моргать. ))

      Удалить
  3. Забыла еще спросить - а как муж, пообещал тебя брать штурманом на следующие соревнования?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, обещал. )) У него был другой штурман, постоянный. Но он какой-то нестабильный в плане результатов. То густо, то пусто. И вообще ему жена запретила ездить ралли. Всё-таки деньги тратить, отсутствовать целый день, тренироваться накануне... Она была против. Поэтому мой муж решил из меня вырастить персонального штурмана. )))

      При этом он мне предлагал быть пилотом изначально. Я сама струханула. Решила, что недостаточно у меня водительского опыта, чтобы катать его везде, куда вздумается, и ехать быстро, где надо. Вот думаю, может в следующий раз решусь. Хотя это тоже связано с определёнными трудностями. ))

      Удалить
  4. ух ты, вот это круто, персональный штурман)))))))))) Наташа, это очень интересно!))))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, Ольга, там все такие... персональные. ))))))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...