Наблюдая за происходящими на просторах инета дебатами по поводу моей статьи про "себестоимость мишки", один из коллекционеров, пожелавший пока остаться инкогнито, написал мне личное письмо.
Изначально человеку хотелось оставить комментарий, но поскольку нет ни блога, ни ЖЖ, а так же потому, что текст стал превышать определённые границы, решено было всё-таки передать свои мысли, оформленные в текст, письмом.
С разрешения это человека я публикую это письмо. А точнее, мнение одного из коллекционеров относительно событий последних дней, развернувшихся в тедди-мире.
От себя скажу, что вступать в полемику по теме больше не буду, потому что эта статья - точка в нашем обсуждении. Не обижайтесь на то, что я не буду отвечать на комментарии. Я лишь хотела опубликовать мнение, которое мне показалось глубоким, интересным и к тому же полностью созвучным с тем, что я думаю сама.
Для тех, кому интересно, милости прошу под кат.
"Наталья, я хочу Вас поддержать, потому что, как я поняла, обе Ваши статьи особо не жалуют. Главная неприятность в том, что звон о себестоимости мишек (или почему так дорого?!!!:) уже расползся по сети в самом востребованном здесь варианте - в виде сенсационной шумихи и скандала. Хотя никто ничего подобного, как говорится, не имел в виду. В итоге с одного угла любопытствующие бодро передергивают написанное, с другого - некоторые авторы недовольны, что вы как бы спустили сказку на землю, и теперь клиенту ничего не докажешь.
На самом деле никакой сказки Вы не трогали, а просто написали об очевидных вещах для тех людей, для кого они неочевидны. Ведь мишку-тедди не покупают (и в самом деле, можно ли купить настоящего друга, образ детства, того внутреннего ребенка, который живет в каждом человеке?), но оплачивают труд, вложенный в появление этого создания на свет. Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать. Конечно, мишка не рукопись, но и рукопись – не стихи. Думаю, понятно, о чем я.
Идея мишки, его точный образ – это то, что коллекционер получает абсолютно бесплатно. Это вещи нематериальные и каждый видит их по-разному: для кого-то «как живой» авторский медведь, созданный талантливым художником, а для кого-то – мягкая фабричная игрушка, скроенная с соблюдением пропорций реального животного. Для кого-то живой – тедди в классическом стиле, потому что он вызывает в памяти картины детства, детского мирка, защищенного родителями и большим, кривовато сшитым косолапым, кто-то любит проработанные лица, и для них такой медвежонок – живой. Не будем углубляться в индивидуальную психологию. Так вот, заплатить можно только за материальный объект – игрушку (как пишут в таможенных декларациях), а в игрушку вложено мастерство художника и труд ремесленника. Вот в этом-то, полагаю, основной источник разногласий.
Мишки-тедди – это то, что находится на стыке искусства и ремесла. И только от таланта Автора зависит, в какую сторону будет крен. Но тот же автор одновременно выступает и швеей, как Вы справедливо заметили. И люди невидящие могут легко решить, что пошивом дело и ограничивается.
Чем дальше, тем больше мишки будут тянуться в сторону искусства и, кто знает, возможно, когда-нибудь сравнения с живописью станут вполне обоснованными. Но пока что мишка, живопись и даже статичная кукла – это произведения разного порядка. Знаете почему? Потому что игровой элемент. Искусство любит идеальность и незыблемость.
Кажется, ну какая разница между куклами бжд и статичными, которые выставляются в галереях? Поклонники игровых кукол иногда с презрением называют таких «статуэтками» или «скульптурными композициями». Потому что в голове сидит образ из детства: раз кукла – с ней можно и нужно играть. Но, согласитесь, сложно играть с произведением искусства. Его хочется поставить в витрину или повесить на стену и погружаться в созерцание этих образов. Игровой элемент придает произведению прикладное значение, а с точки зрения искусства – вечную незаконченность. А значит добиться идеальной гармонии (не только цветов и красок, но и позы, аксессуаров – чтобы образ в целом стал максимально глубок) гораздо сложнее.
Но сейчас и шарнирная кукла становится искусством, и в тедди-мире, вероятно, тоже постоянно возникают некоторые инновации. Даже особо в это не вникая, я уже видела концептуальные проекты, связанные с игрушкой, претендующие на всякие высокие звания (но вот вопрос – заслуживающие ли их?). Правда, я думаю, большинству мишек и не нужна такая карма – быть произведениями искусства:-) Достаточно, чтобы они согревали людей и рождали в них глубоко личные ассоциации.
Дело не в том, что я пытаюсь принизить талант художников-теддистов. Просто нужно немного понимать смысл тех определений, из-за которых в эмоциях возникают неразрешимые споры. Талант тедди-мастера я бы сравнила с талантом художника-иллюстратора или, гораздо лучше, художника-мультипликатора. И, думаю, если бы анимация сегодня не находилась там, где она находится, многие мастера смогли бы найти себя и в этой области. Ведь умение создать точный образ, который найдет живой отклик у детей и взрослых, уже никогда не забудется, пустит корни в бессознательном и будет часто возникать перед глазами – это тоже искусство.
Поэтому я бы не сказала, что коллекционеры авторских игрушек покупают ЭМОЦИИ. Они именно стремятся стать обладателями ОБРАЗА, воплощенного в том или ином зверике и вызывающего в этом человеке приятные ему эмоции, чтобы мишка (или кошка, или слоник) стоял рядом и вызывал эти эмоции всегда. :-)
Каждый может называть это по-разному, но в основе всего – именно образ, резонирующий с внутренним миром того или иного человека. И именно над образом бьется художник. Поэтому он и имеет право называть себя художником и автором, а не швеей и даже не рукодельницей.
Да, кстати, я коллекционер (хотя не слишком люблю это слово, есть в нем что-то галерейно-расчетливое) и вряд ли когда-нибудь буду шить самостоятельно. Но глубоко ценю человеческий талант и вместе с тем трудолюбие. И у меня есть одно замечание к любимым мною авторам. Почему-то многие стесняются называть себя художниками, скромно, а порой даже с некоторой стыдливостью пишут у себя в журнале примерно так: «находясь в декретном отпуске в таком-то году, стала заниматься рукоделием, и так и продолжаю до сих пор... создаю мишек-тедди, валяных зверей из войлока, картины из шерсти...» Это замечательно, что вы такие скромные, и я вас за это очень люблю, но будьте готовы, пожалуйста, к тому, что не все умеют читать между строк. Не все сумеют «вычитать» из облика ваших зверей, что в них есть нечто бОльшее, чем просто рукоделие.
Но зато поймут написанное так, что женщина – домохозяйка, а ручной труд домохозяйки, равно как и интеллектуальный, как принято в нашей стране, абсолютно бесплатен не только для членов ее семьи, но и для тех окружающих, кто согласится принять на себя ее материнскую заботу. Некоторые, возможно, даже будут думать, что оказывают вам этим честь. Ну вроде как вяжет женщина шали и вяжет, уже «неошаленных» родственников не осталось, а шалей еще полно. Ладно уж, так и быть, разрешу тебе и мне подарить. Утрирую, конечно, но люди сторонние и не очень внимательные так и могут подходить к процессу. И вы, простите, даже их к этому немного подталкиваете.
Правильная самопрезентация – великая вещь. Подчас совершенно бездарные люди пробиваются очень высоко, потому что умеют себя подать и, что называется, набить цену. Раньше этим занимались галереи, и за свои услуги по пиару ваших работ брали тройные барыши. А позволить себе покупать игрушки за безумные деньги могла только очень узкая социальная прослойка. Потому такое увлечение считалось элитарным .
Сейчас, когда Интернет доступен даже в самых отдаленных уголках нашей родины, когда так раскрутили Ярмарку мастеров, собирательство мишек давно вышло из узкого сегмента, и практически лишилось своей элитарности. Не только потому, что приобрести такого мишку может любой, но и потому, что все больше людей могут состояться как художники. А значит, то, что раньше делали посредники, автор вполне может взять на себя. Не накручивая цены и даря радость все большему количеству людей. Но тогда будьте готовы к тому, о чем я упоминала выше. Что те же люди вас будут воспринимать не как «крутого художника, создающего мегаэксклюзивных медведей, которых может себе позволить лишь элита нашего общества, ну и я (застенчиво пошуршав ножкой в песке) парочку жене приобрел», а как «рукодельницу N, делающую поделки из шерсти». Стереотипы сильны, а мы сейчас говорим о людях, далеких от тедди-мира (хотя, возможно, и мечтающих в нем оказаться), которые подвержены им в большой степени. Галерея берет свои проценты за статусность , которую она, как печать, ставит на вашу работу. Человек покупает там не только игрушку, но и звание «покровителя искусств», потому что «уважаемые специалисты» за него уже как бы решили, что этот мишка особенный, а значит стоит каждой вложенной в него копейки.
И в своих представлениях о Художнике несведущий покупатель, побывав в галерее, легко может нарисовать себе мансарду, усеянную цветущими флоксами, автора, который за чашечкой кофе погружается в благолепие вида за окном, а затем, конечно, в специально оборудованной мастерской, начинает вдыхать во все эти шплинты, стеклянные глаза и вощеные носы живую душу.
А потом этот интересующийся обнаруживает в Интернете, что автор живет в обычной панельной пятиэтажке с мужем и двумя детьми и занимается шитьем в перерывах между готовкой, стиркой и глажкой. Романтический образ рушится... И человек, боящийся доверять своему вкусу, боящийся позволить себе увидеть в этих медведях то, что отличает их от зверушек, которых целыми деревнями шьют китайские мастерицы, вполне может предъявить претензии в дороговизне. Не потому, что он расчетлив (хотя и это, возможно, тоже), а потому, что у него есть четкое представление о том, что игрушка столько стоить не может. Он всю жизнь ходил в магазин, и там даже дорогие заграничные игрушки стоили в три раза дешевле, а тут какой-то хэндмэйд – и такой грабеж.
Но как только слово «хэндмэйд» меняется на формулировку «эксклюзивная авторская работа» (а в отзывах на Ярмарке мастеров, даже в самых эмоциональных и восторженных, я часто вижу оценивающее слово «эксклюзив») – уже не нужно вступать ни в какие дебаты, человеку все ясно. Да и сами мастера это всячески подчеркивают, ставя знак ООАК, изготавливая игрушке паспорт, придумывая ей имя и этим фактически очеловечивая, объясняя в сотый раз, что на заказ они не работают, или, если берут заказы, что образ может немного отличаться.
И все, я надеюсь, люди, которые доходят до этой стадии заказа, понимают, что любые отличия возникнут не из-за косорукости швеи, а из-за того, что каждая игрушка требует свою собственную индивидуальность, и возможность наделить таковой – и есть доказательство таланта художника.
Все прекрасно знают, что и в тедди-мире есть своя иерархия, что есть мастера начинающие, а есть уже признанные и уважаемые, перед которыми стесняются и робеют. Но волшебным образом перед покупателем все равны. Когда ты начинаешь говоришь с мастером, иной раз даже очень известным, он как будто стеснительно обходит слова «авторская работа», а некоторые так и продолжают именовать свои создания «хэндмэйдом». Так надо ли удивляться людям, которые в таком случае воспринимают эти работы как лоты выставки народного промысла и думают, что цена мишки зависит от его веса? :-) Вот если плагиат – тут все резко вспоминают о своем «авторском праве», в противном случае «похвальба» считается некрасивой.
Так что, уважаемые мастера, излучайте уверенность в себе, не стесняйтесь, если вам этого хочется, поместите ваши дипломы на видное место на сайте – на людей, которые громче всего кричат о цене, общественное признание производит большое впечатление.
Да, не всем рукодельницам дано стать художниками, разработать свой собственный, узнаваемый стиль. Впрочем, иногда и без узнаваемого стиля можно стать востребованным у покупателя, а интересному автору, напротив, пристраивать своих медведей годами. Рынок живет по своим законам, а как только ты пытаешься что-то продать, ты так или иначе начинаешь играть по этим правилам либо становишься их заложником.
Я отнюдь не призываю срочно менять профили и расхваливать себя в самых сочных эпитетах. Если это и привлечет к вам новых людей, то еще не факт, что тех, которых вам надо, а вот ценителей вашего творчества, которые влюбляются в душевность и доброту игрушек, может и отпугнуть. Но, пожалуйста, не стесняйтесь говорить о том, что вы вкладываете душу в каждый образ, что вы не на досуге «увлекаетесь рукоделием», а живете этим, что мишки-тедди для вас – это целый мир, сказка, в которую вы с удовольствием играете и хотите поделиться ей с окружающими. Что вы бегаете за ленточкой или кусочком кружева не для того, чтобы побыстрее продать подороже украшенного медведя, а чтобы образ удовлетворял в первую очередь вас саму, и это – не за деньги, это ваша требовательность к себе, как бывает требователен к продуктам своего труда любой творческий человек.
Таков образ художника, живущий в сознании большинства людей, и даже самый циничный (а циники вообще-то – самые чувствительные) и расчетливый покупатель будет рад хранить в своем доме то, что вышло из рук преданного искусству человека. И обсуждение цены здесь неуместно. Ты оплачиваешь не только труд человека, но и как бы спонсируешь его дальнейшее творчество (и косвенно – своим признанием его мастерства, и прямо – финансово), вкладываешься в то, чтобы такая творческая единица продолжала существовать на тедди-карте. Потому как квартиры не резиновые, и если мишки не будут продаваться, автору рано или поздно придется свести свои эксперименты до минимума. Ни один покупатель не откажется почувствовать себя ценителем и даже в некотором смысле «меценатом», то есть покровителем искусств, хотя смысл усыновления игрушек-тедди, конечно, совсем не в этом.
************************************************************************
Теперь собственно о статье, которую написала Наталья. :-) Я думаю, смысл этой статьи был лишь в том, чтобы показать людям непосвященным, плохо понимающим в технологии, что автор отнюдь не наживается на их сентиментальности, на детском взгляде на мир и на их влюбленности в конкретного мишку. Ведь, как многие в комментариях писали, мишка – это нечто глубоко интимное как для автора, так и для будущего владельца, и мишка от «мамы генетической» к «маме приемной» приходит с некой, скажем так, духовной пуповиной. Они как бы навечно останутся «повязаны» этим мишкой, а кто-то, возможно, даже воспринимает друга друга, как очень дальних родственников. Такой круговорот любви в природе.
Так вот, людям, с опаской относящимся ко всему, но испытывающим интерес и симпатию к мишкам-тедди (если бы они к ним ничего не испытывали, то вообще не задавали бы вопросов, тем более тех, в формулировке которых уже звучит обида: почему так дорого?!), просто необходимо подтверждение, что автор - не расчетливый делец, что он относится с большим уважением к своим будущим усыновителям, а не считает их за лохов, которых можно развести на накрученную цену (тут еще наше замечательное государство приучило видеть в любом индивидуальном предпринимателе бессовестного спекулянта).
Хотя лично для меня данная Натальей информация не стала откровением (я примерно так себе все и представляла), но через цифры она показывает всем интересующимся, насколько трудоемкого труда требует создание одного ма-аленького мишки, сколько мелких деталей туда входит и сколько времени эта работа в самом лучшем случае может занять. По-моему, весьма полезное знание. Ведь многие думают, что красная цена материалов (которые автор, конечно же, покупает прямиком со склада по бросовой цене) – 200-300 р., а на создание одного мишки уходит пара часов. Значит, за пару дней можно нашить дюжину таких игрушек и без особого труда заработать себе на месяц беспроблемной жизни.
Опять же, российский клиент в отличие от европейского в целом еще не созрел и пока не всегда умеет отличить авторскую работу от механического сшивания деталек по одной и той же выкройке. Но процесс пошел, и пошел очень активно. Как я писала выше, это уже не элитарное увлечение. В больших городах люди все меньше удивляются ценам на авторскую игрушку, понимают ее отличие от кислотных конвейерных зайцев, и за это отличие готовы отдавать свои кровно заработанные, а иной раз и копить несколько месяцев. Если бы были не готовы, игрушки с такой высокой себестоимостью просто покинули бы рынок, оставшись домашним хобби своим создательниц. Однако наоборот, этот вид творчества захватывает все новые территории. Но на периферии, где к тому же позорно низкий уровень зарплат (иными словами, человек часто озлоблен и всех подозревает в обдирательстве), вид дорогой игрушки может сильно раздражать и вызвать незаслуженный негатив на автора.
Рано или поздно ситуация изменится. Хочется надеяться, что изменится она с ростом благосостояния наших граждан. :-) А пока Наталья просто показала, что она и многие другие авторы отнюдь не ставят себя на недосягаемую высоту, не оценивают беспричинно свое мастерство в заоблачные суммы, что ее "накрутки" на себестоимость минимальны и всего лишь позволяют человеку скромно жить и питаться.
Так что, хотя пост и был сосредоточен на подсчетах, в итоге его призыв заключался в том, чтобы перестать уже говорить о деньгах, чтобы наконец опустить эту тему, увидев воочию, что цена более чем адекватна, и, выпрашивая скидку, ты ставишь и себя и автора в неловкое положение.
Призываю спокойнее относиться к тому, как Интернет муссирует и передергивает смысл сказанного, а сторонникам недосказанности, которых беспокоит утрата волшебного ореола, не переживать по этому поводу. Ореол волшебства никуда не денется, пока вы будете вкладывать в мишек все лучшее, что в вас есть, пока не начнется гнаться за количеством в ущерб качеству. Тогда всегда найдутся люди, которые оценят ваши старания. Любые пересуды – дело временное, а статья так или иначе имеет конструктивные результаты."
Изначально человеку хотелось оставить комментарий, но поскольку нет ни блога, ни ЖЖ, а так же потому, что текст стал превышать определённые границы, решено было всё-таки передать свои мысли, оформленные в текст, письмом.
С разрешения это человека я публикую это письмо. А точнее, мнение одного из коллекционеров относительно событий последних дней, развернувшихся в тедди-мире.
От себя скажу, что вступать в полемику по теме больше не буду, потому что эта статья - точка в нашем обсуждении. Не обижайтесь на то, что я не буду отвечать на комментарии. Я лишь хотела опубликовать мнение, которое мне показалось глубоким, интересным и к тому же полностью созвучным с тем, что я думаю сама.
Для тех, кому интересно, милости прошу под кат.
"Наталья, я хочу Вас поддержать, потому что, как я поняла, обе Ваши статьи особо не жалуют. Главная неприятность в том, что звон о себестоимости мишек (или почему так дорого?!!!:) уже расползся по сети в самом востребованном здесь варианте - в виде сенсационной шумихи и скандала. Хотя никто ничего подобного, как говорится, не имел в виду. В итоге с одного угла любопытствующие бодро передергивают написанное, с другого - некоторые авторы недовольны, что вы как бы спустили сказку на землю, и теперь клиенту ничего не докажешь.
На самом деле никакой сказки Вы не трогали, а просто написали об очевидных вещах для тех людей, для кого они неочевидны. Ведь мишку-тедди не покупают (и в самом деле, можно ли купить настоящего друга, образ детства, того внутреннего ребенка, который живет в каждом человеке?), но оплачивают труд, вложенный в появление этого создания на свет. Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать. Конечно, мишка не рукопись, но и рукопись – не стихи. Думаю, понятно, о чем я.
Идея мишки, его точный образ – это то, что коллекционер получает абсолютно бесплатно. Это вещи нематериальные и каждый видит их по-разному: для кого-то «как живой» авторский медведь, созданный талантливым художником, а для кого-то – мягкая фабричная игрушка, скроенная с соблюдением пропорций реального животного. Для кого-то живой – тедди в классическом стиле, потому что он вызывает в памяти картины детства, детского мирка, защищенного родителями и большим, кривовато сшитым косолапым, кто-то любит проработанные лица, и для них такой медвежонок – живой. Не будем углубляться в индивидуальную психологию. Так вот, заплатить можно только за материальный объект – игрушку (как пишут в таможенных декларациях), а в игрушку вложено мастерство художника и труд ремесленника. Вот в этом-то, полагаю, основной источник разногласий.
Мишки-тедди – это то, что находится на стыке искусства и ремесла. И только от таланта Автора зависит, в какую сторону будет крен. Но тот же автор одновременно выступает и швеей, как Вы справедливо заметили. И люди невидящие могут легко решить, что пошивом дело и ограничивается.
Чем дальше, тем больше мишки будут тянуться в сторону искусства и, кто знает, возможно, когда-нибудь сравнения с живописью станут вполне обоснованными. Но пока что мишка, живопись и даже статичная кукла – это произведения разного порядка. Знаете почему? Потому что игровой элемент. Искусство любит идеальность и незыблемость.
Кажется, ну какая разница между куклами бжд и статичными, которые выставляются в галереях? Поклонники игровых кукол иногда с презрением называют таких «статуэтками» или «скульптурными композициями». Потому что в голове сидит образ из детства: раз кукла – с ней можно и нужно играть. Но, согласитесь, сложно играть с произведением искусства. Его хочется поставить в витрину или повесить на стену и погружаться в созерцание этих образов. Игровой элемент придает произведению прикладное значение, а с точки зрения искусства – вечную незаконченность. А значит добиться идеальной гармонии (не только цветов и красок, но и позы, аксессуаров – чтобы образ в целом стал максимально глубок) гораздо сложнее.
Но сейчас и шарнирная кукла становится искусством, и в тедди-мире, вероятно, тоже постоянно возникают некоторые инновации. Даже особо в это не вникая, я уже видела концептуальные проекты, связанные с игрушкой, претендующие на всякие высокие звания (но вот вопрос – заслуживающие ли их?). Правда, я думаю, большинству мишек и не нужна такая карма – быть произведениями искусства:-) Достаточно, чтобы они согревали людей и рождали в них глубоко личные ассоциации.
Дело не в том, что я пытаюсь принизить талант художников-теддистов. Просто нужно немного понимать смысл тех определений, из-за которых в эмоциях возникают неразрешимые споры. Талант тедди-мастера я бы сравнила с талантом художника-иллюстратора или, гораздо лучше, художника-мультипликатора. И, думаю, если бы анимация сегодня не находилась там, где она находится, многие мастера смогли бы найти себя и в этой области. Ведь умение создать точный образ, который найдет живой отклик у детей и взрослых, уже никогда не забудется, пустит корни в бессознательном и будет часто возникать перед глазами – это тоже искусство.
Поэтому я бы не сказала, что коллекционеры авторских игрушек покупают ЭМОЦИИ. Они именно стремятся стать обладателями ОБРАЗА, воплощенного в том или ином зверике и вызывающего в этом человеке приятные ему эмоции, чтобы мишка (или кошка, или слоник) стоял рядом и вызывал эти эмоции всегда. :-)
Каждый может называть это по-разному, но в основе всего – именно образ, резонирующий с внутренним миром того или иного человека. И именно над образом бьется художник. Поэтому он и имеет право называть себя художником и автором, а не швеей и даже не рукодельницей.
Да, кстати, я коллекционер (хотя не слишком люблю это слово, есть в нем что-то галерейно-расчетливое) и вряд ли когда-нибудь буду шить самостоятельно. Но глубоко ценю человеческий талант и вместе с тем трудолюбие. И у меня есть одно замечание к любимым мною авторам. Почему-то многие стесняются называть себя художниками, скромно, а порой даже с некоторой стыдливостью пишут у себя в журнале примерно так: «находясь в декретном отпуске в таком-то году, стала заниматься рукоделием, и так и продолжаю до сих пор... создаю мишек-тедди, валяных зверей из войлока, картины из шерсти...» Это замечательно, что вы такие скромные, и я вас за это очень люблю, но будьте готовы, пожалуйста, к тому, что не все умеют читать между строк. Не все сумеют «вычитать» из облика ваших зверей, что в них есть нечто бОльшее, чем просто рукоделие.
Но зато поймут написанное так, что женщина – домохозяйка, а ручной труд домохозяйки, равно как и интеллектуальный, как принято в нашей стране, абсолютно бесплатен не только для членов ее семьи, но и для тех окружающих, кто согласится принять на себя ее материнскую заботу. Некоторые, возможно, даже будут думать, что оказывают вам этим честь. Ну вроде как вяжет женщина шали и вяжет, уже «неошаленных» родственников не осталось, а шалей еще полно. Ладно уж, так и быть, разрешу тебе и мне подарить. Утрирую, конечно, но люди сторонние и не очень внимательные так и могут подходить к процессу. И вы, простите, даже их к этому немного подталкиваете.
Правильная самопрезентация – великая вещь. Подчас совершенно бездарные люди пробиваются очень высоко, потому что умеют себя подать и, что называется, набить цену. Раньше этим занимались галереи, и за свои услуги по пиару ваших работ брали тройные барыши. А позволить себе покупать игрушки за безумные деньги могла только очень узкая социальная прослойка. Потому такое увлечение считалось элитарным .
Сейчас, когда Интернет доступен даже в самых отдаленных уголках нашей родины, когда так раскрутили Ярмарку мастеров, собирательство мишек давно вышло из узкого сегмента, и практически лишилось своей элитарности. Не только потому, что приобрести такого мишку может любой, но и потому, что все больше людей могут состояться как художники. А значит, то, что раньше делали посредники, автор вполне может взять на себя. Не накручивая цены и даря радость все большему количеству людей. Но тогда будьте готовы к тому, о чем я упоминала выше. Что те же люди вас будут воспринимать не как «крутого художника, создающего мегаэксклюзивных медведей, которых может себе позволить лишь элита нашего общества, ну и я (застенчиво пошуршав ножкой в песке) парочку жене приобрел», а как «рукодельницу N, делающую поделки из шерсти». Стереотипы сильны, а мы сейчас говорим о людях, далеких от тедди-мира (хотя, возможно, и мечтающих в нем оказаться), которые подвержены им в большой степени. Галерея берет свои проценты за статусность , которую она, как печать, ставит на вашу работу. Человек покупает там не только игрушку, но и звание «покровителя искусств», потому что «уважаемые специалисты» за него уже как бы решили, что этот мишка особенный, а значит стоит каждой вложенной в него копейки.
И в своих представлениях о Художнике несведущий покупатель, побывав в галерее, легко может нарисовать себе мансарду, усеянную цветущими флоксами, автора, который за чашечкой кофе погружается в благолепие вида за окном, а затем, конечно, в специально оборудованной мастерской, начинает вдыхать во все эти шплинты, стеклянные глаза и вощеные носы живую душу.
А потом этот интересующийся обнаруживает в Интернете, что автор живет в обычной панельной пятиэтажке с мужем и двумя детьми и занимается шитьем в перерывах между готовкой, стиркой и глажкой. Романтический образ рушится... И человек, боящийся доверять своему вкусу, боящийся позволить себе увидеть в этих медведях то, что отличает их от зверушек, которых целыми деревнями шьют китайские мастерицы, вполне может предъявить претензии в дороговизне. Не потому, что он расчетлив (хотя и это, возможно, тоже), а потому, что у него есть четкое представление о том, что игрушка столько стоить не может. Он всю жизнь ходил в магазин, и там даже дорогие заграничные игрушки стоили в три раза дешевле, а тут какой-то хэндмэйд – и такой грабеж.
Но как только слово «хэндмэйд» меняется на формулировку «эксклюзивная авторская работа» (а в отзывах на Ярмарке мастеров, даже в самых эмоциональных и восторженных, я часто вижу оценивающее слово «эксклюзив») – уже не нужно вступать ни в какие дебаты, человеку все ясно. Да и сами мастера это всячески подчеркивают, ставя знак ООАК, изготавливая игрушке паспорт, придумывая ей имя и этим фактически очеловечивая, объясняя в сотый раз, что на заказ они не работают, или, если берут заказы, что образ может немного отличаться.
И все, я надеюсь, люди, которые доходят до этой стадии заказа, понимают, что любые отличия возникнут не из-за косорукости швеи, а из-за того, что каждая игрушка требует свою собственную индивидуальность, и возможность наделить таковой – и есть доказательство таланта художника.
Все прекрасно знают, что и в тедди-мире есть своя иерархия, что есть мастера начинающие, а есть уже признанные и уважаемые, перед которыми стесняются и робеют. Но волшебным образом перед покупателем все равны. Когда ты начинаешь говоришь с мастером, иной раз даже очень известным, он как будто стеснительно обходит слова «авторская работа», а некоторые так и продолжают именовать свои создания «хэндмэйдом». Так надо ли удивляться людям, которые в таком случае воспринимают эти работы как лоты выставки народного промысла и думают, что цена мишки зависит от его веса? :-) Вот если плагиат – тут все резко вспоминают о своем «авторском праве», в противном случае «похвальба» считается некрасивой.
Так что, уважаемые мастера, излучайте уверенность в себе, не стесняйтесь, если вам этого хочется, поместите ваши дипломы на видное место на сайте – на людей, которые громче всего кричат о цене, общественное признание производит большое впечатление.
Да, не всем рукодельницам дано стать художниками, разработать свой собственный, узнаваемый стиль. Впрочем, иногда и без узнаваемого стиля можно стать востребованным у покупателя, а интересному автору, напротив, пристраивать своих медведей годами. Рынок живет по своим законам, а как только ты пытаешься что-то продать, ты так или иначе начинаешь играть по этим правилам либо становишься их заложником.
Я отнюдь не призываю срочно менять профили и расхваливать себя в самых сочных эпитетах. Если это и привлечет к вам новых людей, то еще не факт, что тех, которых вам надо, а вот ценителей вашего творчества, которые влюбляются в душевность и доброту игрушек, может и отпугнуть. Но, пожалуйста, не стесняйтесь говорить о том, что вы вкладываете душу в каждый образ, что вы не на досуге «увлекаетесь рукоделием», а живете этим, что мишки-тедди для вас – это целый мир, сказка, в которую вы с удовольствием играете и хотите поделиться ей с окружающими. Что вы бегаете за ленточкой или кусочком кружева не для того, чтобы побыстрее продать подороже украшенного медведя, а чтобы образ удовлетворял в первую очередь вас саму, и это – не за деньги, это ваша требовательность к себе, как бывает требователен к продуктам своего труда любой творческий человек.
Таков образ художника, живущий в сознании большинства людей, и даже самый циничный (а циники вообще-то – самые чувствительные) и расчетливый покупатель будет рад хранить в своем доме то, что вышло из рук преданного искусству человека. И обсуждение цены здесь неуместно. Ты оплачиваешь не только труд человека, но и как бы спонсируешь его дальнейшее творчество (и косвенно – своим признанием его мастерства, и прямо – финансово), вкладываешься в то, чтобы такая творческая единица продолжала существовать на тедди-карте. Потому как квартиры не резиновые, и если мишки не будут продаваться, автору рано или поздно придется свести свои эксперименты до минимума. Ни один покупатель не откажется почувствовать себя ценителем и даже в некотором смысле «меценатом», то есть покровителем искусств, хотя смысл усыновления игрушек-тедди, конечно, совсем не в этом.
************************************************************************
Теперь собственно о статье, которую написала Наталья. :-) Я думаю, смысл этой статьи был лишь в том, чтобы показать людям непосвященным, плохо понимающим в технологии, что автор отнюдь не наживается на их сентиментальности, на детском взгляде на мир и на их влюбленности в конкретного мишку. Ведь, как многие в комментариях писали, мишка – это нечто глубоко интимное как для автора, так и для будущего владельца, и мишка от «мамы генетической» к «маме приемной» приходит с некой, скажем так, духовной пуповиной. Они как бы навечно останутся «повязаны» этим мишкой, а кто-то, возможно, даже воспринимает друга друга, как очень дальних родственников. Такой круговорот любви в природе.
Так вот, людям, с опаской относящимся ко всему, но испытывающим интерес и симпатию к мишкам-тедди (если бы они к ним ничего не испытывали, то вообще не задавали бы вопросов, тем более тех, в формулировке которых уже звучит обида: почему так дорого?!), просто необходимо подтверждение, что автор - не расчетливый делец, что он относится с большим уважением к своим будущим усыновителям, а не считает их за лохов, которых можно развести на накрученную цену (тут еще наше замечательное государство приучило видеть в любом индивидуальном предпринимателе бессовестного спекулянта).
Хотя лично для меня данная Натальей информация не стала откровением (я примерно так себе все и представляла), но через цифры она показывает всем интересующимся, насколько трудоемкого труда требует создание одного ма-аленького мишки, сколько мелких деталей туда входит и сколько времени эта работа в самом лучшем случае может занять. По-моему, весьма полезное знание. Ведь многие думают, что красная цена материалов (которые автор, конечно же, покупает прямиком со склада по бросовой цене) – 200-300 р., а на создание одного мишки уходит пара часов. Значит, за пару дней можно нашить дюжину таких игрушек и без особого труда заработать себе на месяц беспроблемной жизни.
Опять же, российский клиент в отличие от европейского в целом еще не созрел и пока не всегда умеет отличить авторскую работу от механического сшивания деталек по одной и той же выкройке. Но процесс пошел, и пошел очень активно. Как я писала выше, это уже не элитарное увлечение. В больших городах люди все меньше удивляются ценам на авторскую игрушку, понимают ее отличие от кислотных конвейерных зайцев, и за это отличие готовы отдавать свои кровно заработанные, а иной раз и копить несколько месяцев. Если бы были не готовы, игрушки с такой высокой себестоимостью просто покинули бы рынок, оставшись домашним хобби своим создательниц. Однако наоборот, этот вид творчества захватывает все новые территории. Но на периферии, где к тому же позорно низкий уровень зарплат (иными словами, человек часто озлоблен и всех подозревает в обдирательстве), вид дорогой игрушки может сильно раздражать и вызвать незаслуженный негатив на автора.
Рано или поздно ситуация изменится. Хочется надеяться, что изменится она с ростом благосостояния наших граждан. :-) А пока Наталья просто показала, что она и многие другие авторы отнюдь не ставят себя на недосягаемую высоту, не оценивают беспричинно свое мастерство в заоблачные суммы, что ее "накрутки" на себестоимость минимальны и всего лишь позволяют человеку скромно жить и питаться.
Так что, хотя пост и был сосредоточен на подсчетах, в итоге его призыв заключался в том, чтобы перестать уже говорить о деньгах, чтобы наконец опустить эту тему, увидев воочию, что цена более чем адекватна, и, выпрашивая скидку, ты ставишь и себя и автора в неловкое положение.
Призываю спокойнее относиться к тому, как Интернет муссирует и передергивает смысл сказанного, а сторонникам недосказанности, которых беспокоит утрата волшебного ореола, не переживать по этому поводу. Ореол волшебства никуда не денется, пока вы будете вкладывать в мишек все лучшее, что в вас есть, пока не начнется гнаться за количеством в ущерб качеству. Тогда всегда найдутся люди, которые оценят ваши старания. Любые пересуды – дело временное, а статья так или иначе имеет конструктивные результаты."
подпишусь под каждым словом! Спасибо за статью!
ОтветитьУдалитьспасибо! очень хорошо написано!
ОтветитьУдалитьЧитала открыв рот,с мокрыми глазами.Много хотела написать ,но стопор.....Отличная статья с очень интересным и чётким мнением.
ОтветитьУдалитьОтличная статья! Автору РЕСПЕКТИЩЕ!!!!!
ОтветитьУдалитьCпасибо автору за статью, за все-все слова в адрес мастеров - очень доходчиво и достойно.
ОтветитьУдалитьОт всего сердца благодарю за искренние слова..., адекватное понимание всего происходящего, деликатность и сердечность письма . Вот именно то, о чём вы написали и хотела сказать своими постами Наташа. Ваше письмо прекрасно!!!!
ОтветитьУдалитьХочется написать как на ЯРМАРКЕ МАСТЕРОВ " УНОШУ В ИЗБРАННОЕ"
Наташа, прочитала этот пост и предыдущие - подписываюсь под каждым словом!!! Спасибо, что подняли такой важный и насущный вопрос!!!
ОтветитьУдалитьСПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ - какой целительный бальзам пролили Вы на наши раны, когда я только начала шить кукол,да это было хобби, но сейчас - это труд, при чем не скажу, что легкий, потому что до много доходишь сама, пытаясь создать образ - иногда даже просто приходится откладывать куклу, потому, что ну вот не складывается, не тот цвет, не та фактура ткани и т.д., пока не созреешь и пусть я не Теддист, пусть моё увлечение - это куклы, но какая разница - все мы мастера и пытаемся выразить свою душу, через наши творения! Еще раз спасибо!
ОтветитьУдалитьЗамечательная и поучительная статья! К сожалению, с казалось бы таким благом, долгожданной доступностью творческих шедевров, возросло и невежество в творческом мире, как в среде мастеров так и покупателей. Такие публикации должны быть для образования, воспитания, возрождения и формирования эстетического, творческого вкуса людей их вежливости и понимания. Огромное Спасибо!
ОтветитьУдалитьПрочла всю статью, писал грамотный человек, такую статью в журналы надо....
ОтветитьУдалитьСогласна полностью. Спасибо большое. Приятно было читать, какие слова!
ОтветитьУдалитьЗачиталась,как все правильно. Утаскиваю ссылочку. Я даже как-то другими глазами посмотрела на свой труд. Я очень тревожно отношусь к ценообразованию,но я понимаю что и как надо ценить. Спасибо за эту статью.
ОтветитьУдалитьЮля, я сама периодически возвращаюсь к этой статье, к интересному мнению толкового человека, и перечитываю его, чтобы вновь поднять голову высоко. Чтобы вновь почувствовать себя автором, а не просто тёткой, занимающейся поделками.
УдалитьСпасибо еще раз этому замечательному человеку! Ценнейшие слова, по-моему, для многих людей были сказаны.